Спутник

224 963 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Пищальников
    Из этого высера можно сделать вывод, что процесс дибилизации (деградации) в Узбекистане идёт полным ходом.«Советский Союз –...
  • валерий лисицын
    Какое то извращенное мышление, "мы не хотим вам вреда но будем делать, потому что не нравитесь вы нам "В Белом доме заяв...
  • Евгения Назарова
    И наша реальность когда- то станет мифомДельфины — бывшие...

Чудесный жребий совершился...

Чудесный жребий совершился...

5 мая 1821 года в 17 часов 49 минут на Атлантическом острове Святой Елены скончался низложенный император Франции Наполеон I Бонапарт. Узурпатор власти, гений войны, поработивший Европу, но не победивший Россию, вызывал одновременно ненависть и восхищение современников. Пушкин, в юные годы писавший о «самовластительном злодее», откликнулся стихами на его смерть – кончину «великого человека». В зрелые годы для Пушкина Наполеон – сложнейшая историческая, социальная, психологическая и нравственная проблема. Не случайно в «Евгении Онегине» появляются иронические строки: Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... В «Пиковой даме» главным героем становится безвестный армейский офицер с профилем Наполеона и душой Мефистофеля: он готов на всё ради достижения своей цели. В «Путешествии в Арзрум» Пушкин пишет: «Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою...» В Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке, 12, открылась выставка, посвящённая смерти Наполеона. Выставка небольшая, но чрезвычайно интересная. Главный экспонат – гравюра Жазе Жана Пьера Мари, созданная около 1860 года с живописного оригинала 1830–1831 годов Штейнбена Шарля Огюста Гийома.

Она запечатлела смерть Наполеона, который изображён в окружении людей, разделивших с ним его изгнание на острове Святой Елены. Здесь английские офицеры, врачи, его повар и его камердинер. – всего 21 человек. Разумеется, все персонажи этой многофигурной композиции проаннотированы в этикетке. Пожалуй, второй, тоже главный, экспонат – текст стихотворения Пушкина «Наполеон». Этот текст желательно внимательно прочесть и осмыслить. В витрине – первая публикация стихотворения, его списки в рукописных альбомах XIX века. Они свидетельствуют о его популярности. Кроме того, на выставке демонстрируются гравюры с изображениями сцен войны Наполеона с Россией: переход через Неман, Бородинское сражение, вступление наполеоновских войск в Москву, пожар Москвы, отступление французской армии из первопрестольной столицы и, наконец, вступление союзных войск в Париж. Завершают выставку два лубочных изображения церемонии возвращения праха Наполеона в Париж в 1840 году, захоронения в Доме инвалидов. Особый интерес вызывают тексты, подготовленные по просьбе музея врачом, историком и филологом. По существу, это маленькие научные очерки, в которых изложены медицинские версии причин, приведших Наполеона к смерти, предложен обзор откликов на его кончину в Англии, Франции, России и других странах, дан комментарий к стихотворению Пушкина «Наполеон». Позволим себе привести некоторые фрагменты из этих текстов. Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН М.И. Михайлов приводит результаты вскрытия, наиболее достоверный диагноз – рак желудка, рассматривает версии об умышленном доведении Наполеона до смерти. Учёный пишет: «Отравление мышьяком: основное обоснование этой версии, результаты выявления повышенной концентрации (10-кратное превышение) мышьяка в пряди волос, срезанных с головы Наполеона после смерти. В начале XXI века экспертиза этих волос и волос, срезанных в различные периоды жизни (традиция дарить медальоны с заключёнными в них волосами), проведённая ЦРУ, позволила исключить отравление мышьяком как причину смерти императора. Повышенную концентрацию мышьяка в посмертном образце волос объяснили применением порошка, в котором сохраняли эту прядь». М.И. Михайлов рассматривает как одну из версий причин смерти Наполеона некомпетентность лечивших его врачей, завершая свой текст так: «Нельзя не согласиться с мнением, что даже сегодня, с современными возможностями медицины нельзя было бы спасти Наполеона, продлить его жизнь, дав возможность участвовать в политической борьбе. И последнее. Битва за своё здоровье была им проиграна изначально. Он сам поставил себе диагноз: «Рак – это Ватерлоо, загнанное внутрь». Доктор исторических наук, профессор, действительный член Международной генеалогической академии во Франции О.Н. Наумов пишет о том, что весть о смерти Наполеона в Англии и Франции «занимала читающую публику примерно недели две, после чего была вытеснена более злободневными темами». «В остальном мире, в Италии, США и других странах отклики на смерть полководца по большей части представляли собой перепечатки из парижских и лондонских газет. Реакция же официальных европейских кругов была сдержанной или чисто символической. Мёртвый Наполеон политиков не интересовал. В России узнали о смерти бывшего противника спустя почти три месяца после случившегося, в июле 1821 г. Первыми об этом сообщали «Санкт-Петербургские Ведомости» со ссылкой на английские газеты, и только к концу месяца известие достигло московской прессы. При оценке личности покойного часто цитировалось мнение известной писательницы мадам де Сталь, которая считала его человеком неловким и дерзким, «с задатками мещанина во дворянстве», наглым тираном, оскорбившим права европейских народов и оставившим после себя только темницы, пограничные цитадели и могилы. Однако высказывалось и иное мнение. Например, газета «Московские ведомости» писала о том, что Наполеон был талантливым полководцем, но желание стать всесильным сделало его глухим к нуждам миллионов людей». Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинского дома), автор статей на тему «Пушкин и Наполеон» О.С. Муравьёва рассматривает созданный поэтом «романтический образ титанической личности, управляющий ходом истории по своему произволу». «Однозначно отрицательная оценка исторической роли и деяний Наполеона в стихотворении парадоксально сочетается с восхищением «чудесным жребием» «великого человека». Поэтические формулы: «блистательный позор», «погибельное счастье», «в величии постыдном» передают как противоречивость самого героя, так и противоречивость пушкинского отношения к нему. Противоречивым оказывается у Пушкина и итог жизни героя: Над урной, где твой прах лежит, Народов ненависть почила, И луч бессмертия горит. Пушкинская концепция неоднозначна: он решительно не одобряет Наполеона как патриот и политик, но восхищается яркостью и необычностью судьбы, блеском дарований, дерзостью и отвагой самоутверждения». Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина – ещё один повод задуматься над историческими судьбами России и Европы, о роли личности в истории. И ещё – приобщиться к творчеству Пушкина, познакомиться с его оригинальной интерпретацией личности и судьбы Наполеона. Наталья Михайлова

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх