Спутник

236 349 подписчиков

Свежие комментарии

  • Петр Смирнов
    лицемерие, если плевать на историю, то тогда и плевать про что натворили немцы народам СССР! Или все, или ничего!Европейцы начали ...
  • Юрий Михеев
    У нас тоже вся страна была покрыта аэродромами пока за дело не взялись Сердюков и Чемизов = у них кубышка быстрее на...Закрытием малых а...
  • Анатолий Выходцев
    родилась с "лотерейкой" так и пользуйся по полной пока молода. а ума нет не рассказывать про свою молодость.Стоило ли Елене П...

Василий Шуйский — последний шанс страны. На чём держалась «Русская земля»?

Василий Шуйский — последний шанс страны. На чём держалась «Русская земля»?

415 лет назад, 19 мая 1606 года, «выкрикнут в цари» Василий Шуйский. «Выкрикнут» следует понимать буквально — в московской толпе, собравшейся на Красной площади, шныряли подголоски Шуйского, подкупленные этим старым и хитрым интриганом. Именно они раззадорили москвичей, которых, вроде как, собрали для того, чтобы избрать сначала патриарха, потом созвать Земский собор, а потом уж на соборе избрать и царя. Но крики: «Царь сейчас нужнее патриарха, да здравствует Шуйский Василий Иванович!» сделали своё дело. Толпа триумфально внесла Шуйского в Кремль. На русский престол взошёл новый царь. Примерно так принято описывать события того дня. Дескать, никакого избрания не было, а была лишь интрига, виртуозно организованная Шуйским, который умудрился «пересидеть» четырёх царей, находясь в оппозиции к каждому из них. И, наконец, дождался своего звёздного часа. В укор Шуйскому ставят прежде всего то, что он, дескать, не озаботился создать хотя бы видимость легитимности своей власти. Даже Борис Годунов оформил своё воцарение честь по чести — через Земский собор и «всенародные мольбы» занять пустующий престол. А этот попрал священные традиции, и всё его царствование было рядом сплошных неудач по той простой причине, что значительная часть людей законным царём его не признавала.

Однако есть целый ряд свидетельств, которые говорят, что Шуйского всё-таки избрали. Вот что пишет об этом Конрад Буссов, немец на русской службе: «Князь Василий Шуйский без ведома и согласия Земского собора, одною только волею жителей Москвы, всех этих купцов, пирожников и сапожников, а также немногих находившихся там князей и бояр, был повенчан на царство епископами и попами, и присягнул ему весь город, местные жители и иноземцы». Конрад Буссов симпатизировал Лжедмитрию I, который двумя днями ранее был убит по наущению Шуйского. И добрых чувств к Василию Ивановичу немец, разумеется, не испытывал. Однако даже он признаёт — избрание было. Если же отбросить его тон, полный презрения ко «всем этим сапожникам», то в сухом остатке получится следующее: «Нынешний государь Василий Иванович достиг власти по праву наследования и, соответственно, утверждён по избранию его боярством, дворянством и общинами Москвы». Именно эти слова присутствуют в сводке анонимного английского резидента, отправившего последние известия мая 1606 года из России в Лондон. Словом, в глазах Европы новый государь вполне законный. А в глазах России? Здесь всё гораздо сложнее. Очевидно, что законным царём Василия Шуйского признала только Москва. О чём, кстати, заявляли заговорщики, пытавшиеся в феврале 1609 года скинуть Шуйского с престола: «Князя-де Василия Шуйского одной Москвой выбрали на царство, а иные города и того не ведают, и князь Василий Шуйский нам на царстве не люб и для него кровь льется и земля не умирится!» Заметим, что слова эти произнёс Григорий Сунбулов — рязанский дворянин и воевода. Возможно, под ними подписались бы и другие провинциалы, которые посчитали себя обиженными, что избрание нового царя произошло без их участия. Впрочем, ответ рязанец получил вполне достойный. Вот что сказал ему патриарх Гермоген: «До сих пор Москве ни Новгород, ни Казань, ни Астрахань, ни Псков и ни которые другие города не указывали, а указывала Москва всем городам; и что кровь льется, то это делается по воле Божьей, а не по хотению вашего царя!» В общем и целом патриарх был прав. Уточнить надо только насчёт пролития крови. Да, в царствование Василия Шуйского она лилась щедро. Но не «по воле Божьей», а по воле людей, главной целью которых было уничтожение Русского царства. Собственно, именно этим и можно объяснить скоропостижность избрания Шуйского царём. Времени на то, чтобы созывать полноценный Собор, который изъявил бы волю «Всей Земли», попросту не было. И те москвичи, что кричали: «Царь сейчас нужнее патриарха», были по-своему правы. Счёт шёл на дни. Чуть ли не одновременно с воцарением Шуйского всерьёз полыхнуло на юге. Началось то, что в советской историографии называли «Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова». В реальности же основной ударной силой его войска были не мужики от сохи, а Донские, Волжские и украинские казаки. Плюс десять тысяч иностранных наёмников — ландскнехты и артиллерия. То есть ровно те же самые силы, что пару лет назад воевали за Лжедмитрия. Собственно, Иван Болотников, этого и не скрывал, во всеуслышание объявляя себя «воеводой царя Дмитрия Иоанновича». Между прочим, поход этого войска был весьма успешным — ему удалось осадить и поставить в опасное положение Москву. А теперь представьте себе, что могло случиться, если бы Шуйского не избрали царём, а канителились бы с созывом Земского собора? Правильно — крах государства. Попытка представить Василия Шуйского властолюбцем, который ради трона готов пожертвовать всем, совершенно несостоятельна. Зачем ему был нужен престол? Чтобы закатывать пиры? Нет. Польские послы, оставшиеся в живых после расправы над приверженцами Лжедмитрия, писали: «Вместо роскоши и веселия явилась всюду простота и угрюмая важность». Может быть, он домогался трона, чтобы упиваться властью? Тоже нет. Первым документом, который выпустил Шуйский, была его Крестоцеловальная грамота. То есть клятва, где новый царь обязывал себя: «Целую я всей земле крест, что мне ни над кем не делати без Собору никакова дурна; и есть ли отец виноват, то над сыном ничего не делать, а будет сын виноват, и отцу никакова дурна не делать... Мне, Великому Государю, всякого человека, не осудив с бояры своими, смерти не предать и вотчин, и дворов, и животов их у братьи и жен и детей не отымати». То есть добровольно шёл на ограничение своей власти и обещал правосудие всем подданным. Ко всему прочему, новый царь по восшествии на престол получил не относительно благополучную и богатую державу, как тот же Годунов. Нет — он сразу получил гражданскую войну в лице Болотникова, а также польскую угрозу и ещё одного Лжедмитрия — Тушинского вора. Шуйскому не пришлось почивать на лаврах. Всё своё недолгое правление он был озабочен тем, чтобы восстановить порядок и законность на вверенном ему участке. То есть в России. И, надо сказать, это у него получалось. Болотникова разгромили, причём царь лично участвовал в осаде его гнезда — Тулы. В ходе кампании 1609-1610 гг. от «украинного сброда» была освобождена большая часть страны, Москву деблокировали, Лжедмитрий II бежал из своего Тушинского лагеря. Правда, в том же 1610 году поляки нанесли русской армии страшное поражение в Битве при Клушино. Но шансы удержать Москву и изгнать врага у Шуйского были. Однако воспользоваться ими он не смог. Его предали. Бояре «свели» царя с престола, насильно постригли в монахи, а потом и передали польскому королю. Единственным, кто противился этому предательству, оказался патриарх Гермоген. Он отлично понимал, что Шуйский — это последний шанс России. Только энергия, находчивость, административные и военные умения Василия Шуйского удерживали страну от окончательного распада. После его низвержения и польского плена Русское Царство, ещё вчера бывшее богатым и славным, внушавшее ужас и уважение врагам и соседям, просто закончилось. Осталась только территория, по которой гуляет «лихой человек». Страна рухнула на самое дно и даже ниже. Потянулись страшные, кровавые годы. Всё пришлось восстанавливать заново.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх