Спутник

226 803 подписчика

Свежие комментарии

  • Константин Осыченко
    Согласен с Сатановским - крайне забавно было бы на эту войну посмотреть. Но Евгений Сатановский в силу своей принадле...Сатановский раскр...
  • Алексей Плескач
    А ЧТО наш Путин на такие хотелки сказал? Нам не нужен Мир без России. Пусть попробуют. Лишатся ВСЕГО.Лондон обвинил Ро...
  • СЕРГИУС ДОСТОПОЧТИМЫЙ
    Дык узкопленочных там 1442 -лярда .Китай столкнулся ...

От инквизиции до Пасхи: мистические огненные ритуалы и обряды

От инквизиции до Пасхи: мистические огненные ритуалы и обряды

Огонь сопровождает человека всю его жизнь. Огонь – это и горячая пища, и спасение от холода, и свет в темноте. Огонь обожествляли, он олицетворял и начало жизни и ее конец. И даже в наше время все существуют обряды и ритуалы, связанные с огнем. О традициях разных религий и народов мира рассказали эксперты в программе Тимофея Баженова "Как устроен мир" на РЕН ТВ. Древнейшие ритуалы с огнем По одной из версий, первые огненные представления устраивали жители тихоокеанского острова Самоа. Это был воинский ритуал, во время которого мужчины доказывали свою храбрость. Позже в опасном развлечении смогли участвовать все желающие, в том числе и женщины. Нечто похожее на огненные шоу устраивали ацтеки, чтобы почтить бога огня. «Это бог вулканов, страшный, грозный, пугающий, с одной стороны, с другой стороны, это бог жизни, потому что это домашний огонь, это вареная жареная пища, которая намного калорийнее, которая позволяет вырастать детям. То есть, это благой бог. В каждом божестве есть белобог и чернобог. Тут уж никуда не денешься», - объясняет мифолог Константин Бегтин. За такими шоу можно понаблюдать во многих странах. Так или иначе все эти опасные пляски имеют под собой общее начало – поклонение божественной силе огня.

«Огонь всегда присутствовал в сакральных текстах и всегда воспринимался религиозным сознанием как некий проводник, связывающий человека с Богом. Огонь воспринимался как нечто божественное не только потому, что он грел, а потому что люди имели опыт взаимодействия с некими высшими силами, которые себя проявляли именно в виде огня», - считает религиовед Дмитрий Пахомов. На Руси В древней Руси у наших предков славян пожары были частым явлением. Оно и понятно, ведь все строительство было деревянным. Но если пожар разгорался от удара молнии, то считалось, что это воля богов. И тушить такой огонь нельзя, потому что он священный. А есть уж надо потушить, то только молоком, а не водой, потому что молоко вроде как годится для жертвоприношения. У наших предков-славян богов огня было сразу два. Сварожич считался  именно олицетворением огня, и ритуальным названием пламени. Его отец Сварог, в свою очередь, был связан с небесным огнем, а также покровительствовал кузнецам. «На Руси самым главным персонажем был кузнец, потому что если кузнец изготовит хорошее орудие труда или построит, допустим, какой-то хороший объект или сделает оружие для защиты или нападения на соседей, то конечно это мир, или целое племя живет на высоком уровне. И конечно боготворили именно кузнеца. И вот именно один из главных славянских богов Сварог, он и был как раз с сыном Дажьбога, и он как раз и был кузнецом», - объясняет историк, профессор Александр Черёмин. Индийский праздник Холи В начале марта каждого года в Индии происходит настоящие безумие.  Жители просто сходят с ума и начинают забрасывать друг друга разноцветными красками, символизирующие пепел заживо сгоревшей демоницы. А на вечернем променаде женщины в сари берут в руки палки и колотят ими каждого встречного мужчину. Как бы понарошку, но кому то, возможно, пару раз достанется по-настоящему, здесь как повезет. Это – фестиваль красок Холи, встреча весны. Между прочим, довольно популярный не только на Индостане, но и во всем мире, в том числе и в России. «Он базируется на древних весенних праздниках встречи весны, но он переосмыслен уже в индуистском, я бы даже сказал в постиндуистском духе под влиянием англичан. И это уже более театральное представление, чем, собственно говоря, ритуал. Собственно, это один и тот же праздник, единственное, что Масленица – это вот так вот плотно упакованный в краткий кусочек целый сезон различных обрядов», - говорит мифолог Константин Бегтин. Масленица Масленица хоть праздник и языческий, но давно стала неотъемлемой частью славянской культуры. Обряд сожжения чучела – это обряд наших предков. Так на Руси прощались со всем плохим, что зимой уносило жизни простых крестьян. И никаких вам демонов – ни мужского, ни женского рода. Скандинавские обряды Много информации о цивилизациях прошлого историки находят в погребениях. Вместе с покойником клали предметы из повседневной жизни, потому что считали, что они обязательно пригодятся в мире ином. Но вот с Индией археологам приходится туго. Уже несколько тысячелетий там  практикуется кремация, пепел сбрасывается в реку. «Относительно сожжения, это тоже интересная вещь, это появилось только в бронзовом веке, потому что вам нужно нарубить дров, чтобы сжечь ваше тело, а для этого нужны бронзовые топоры. Каменным топором не нарубите много», - говорит социальный антрополог Александр Казанков. Кремацию так же практиковали славяне и их соседи - варяги. «Древних князей из династии Рюриковичей и конунгов, которые приходили на территорию Древней Руси, после кончины упаковывали в саваны и всех раскладывали на дракаре. Потом дракар поджигали. И во время горения дракара водили хороводы. Потом засыпали это всё песком. Вот таким образом появлялись ритуальные кладбища», - рассказывает историк, профессор Александр Черёмин. После крещения наши предки усопших стали предавать земле. Финно- угорские племена еще долго после этого продолжали сжигать своих покойников, а горшки с обгоревшими костями складывали в специальных домиках-могильниках. Инквизиция Есть ошибочное мнение о том, что средневековых ведьм сжигали, чтобы очистить грешную душу. Мол, после этого, она попадет в рай. Так что это вовсе не изуверская казнь, а акт милосердия. На самом деле все совсем не так. Ведьмы в рай не попадают, а публичная казнь – это, так сказать, генеральная репетиция перед вечными муками в адском пламени. Может показаться, что в католической традиции огонь двулик. С одной стороны – пламя божественное, с другой – преисподняя тоже горит, но на этот раз адским огнем. Но, как ни странно, это одно и тоже. «Огонь любви Божьей и даже адский огонь, который часто воспринимают как наказание, есть ни что иное, как огонь Божий, который попаляет грешников. И поэтому даже адский огонь после страшного суда - это не есть огонь уничтожающий, это есть огонь любящий. Но для тех, кто имел в себе часть Бога, часть этого огня при жизни, для тех это будет очищение и благодать. Для тех же, кто устранялся от Бога, убирал его из своей жизни, для тех этот огонь будет огнём попаляющим, огнём наказания», - объясняет религиовед Дмитрий Пахомов. Схождение Благодатного огня Первые упоминания о схождении Благодатного огня относятся к восьмому веку. Каждый год в Великую субботу перед Пасхой Иерусалимский патриарх в присутствии представителей армянской и коптской церквей, молится о ниспослании божественного пламени. «И вот огонь сходит тогда, когда начинают блистать молнии какие-то, там вспышки происходят. Первое время он не попаляет. Он просто появляется на крышке и патриарх зажигает свечи, которые он с собой приносит. И эти свечи передаются дальше армянам, коптам, дьяконам», - рассказывает религиовед Дмитрий Пахомов. После этого все души праведников, которые еще со времен Адама из-за первородного греха попадали в ад, смогли вознестись на небо, а Христос ненадолго снова посетил грешную землю. Правда, чудо Благодатного огня признается далеко не всеми конфессиями. Например, католики не относятся к этому событию как к божественному. Да и Пасха у них своя, по григорианскому календарю. «История католической церкви в данном контексте не отрицает это чудо, но она не считает его настолько важным. В католической церкви существует другая традиция, перед Пасхой, перед ночной службой тоже зажигается огонь и все свечи зажигаются от этого пасхального костра. По сути, это то же самое. Единственное, что есть, правда и исторические моменты, которые заставляют, может быть, сомневаться непосредственно в этом чуде. Однако же, они сами пытаются повторить это чудо», - говорит религиовед Дмитрий Пахомов. Скептики в чудо не верят. Многие говорят о том, что иерусалимского патриарха перед входом в Кувуклию – это особая часовня, где происходит таинство - обыскивают вовсе не тщательно. Три года назад представитель Армянской апостольской церкви при Храме гроба Господня заявил, что трижды присутствовал на схождении Благодатного огня и своими глазами видел, как патриарх зажигает связку восковых свечей от масляной лампады и ничего мистического и непостижимого в этом событии нет. После таких откровений разразился невиданный скандал. «Дело в том, что еще в тридцатые годы православные церкви не так, чтобы громко, но явочным порядком заявили, что никакого чуда в этом нет. Снисхождение Благодатного огня, это очень красивый древний праздник, ритуал, в котором мы, конечно, с удовольствием все принимаем участие. Периодически пресса пытается воскресить, как это сейчас модно, хайп на эту тему, вот. Но сами представители церкви, как правило, задумчиво молчат, они ничего не говорят», -объясняет мифолог Константин Бегтин. Русская православная церковь официально не принимает участие в церемонии схождения Благодатного огня, то есть – не присутствует рядом с иерусалимским патриархом в Кувуклии. Но чудо, в целом, признает. Благодатный огонь каждый год доставляется в Москву на Пасхальную службу в храм Христа Спасителя. Иерархи армянской церкви в свою очередь не опровергают чудо, но и не говорят громко о его уникальности. Еще больше интересных подробностей об истории и свойствах огня смотрите в выпуске программы "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым. Новые выпуски смотрите на РЕН ТВ по будням с 11:00!

 

Ссылка на первоисточник
Как из христиан сделали читателей «басен»… А ведь Господь предупреждал…

Картина дня

наверх