Спутник

265 262 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Мешков
    Пусть после выборов это вносит!«Единая Россия» в...
  • Жоэль
    от таких консультаций комп зависает.Диетолог Королева...
  • Michael Romanov
    Всем противникам СП-2 - медаль конгресса! Газ по 970 долларов, это нам компенсация за санкции! Зима близко...Отсутствие ветров...

Груз для фронта, груз для Победы

Груз для фронта, груз для Победы

Вспоминая события Великой Отечественной войны, отдавая дань благодарности тем, кто добывал Великую Победу на фронтах и в тылу, мы обязательно должны вспомнить о том, какой вклад в общее дело внес Владивосток. Да, город нашенский был далеко от тех мест, где гремели пушки и солдаты ходили в штыковые атаки, но, как говорится, на войне у каждого свое место. В годы Великой Отечественной войны, когда противником были блокированы Балтийское и Черное моря, Владивосток ока­зался единственным советским портом, находившимся вне зоны боевых действий, и через него шел большой поток грузов для нужд обороны. Моряки Дальневосточного пароходства, участники "огненных рейсов", из портов Тихоокеанского побережья США доставляли грузы (вооружение, продукты питания, технику, медикаменты и т.д.) по ленд-лизу во Владивостокский морской торговый порт. Потом груз отправлялся по Транссибу на фронт. ИА PrimaMedia предлагает вспомнить, как это было. А помогут нам в этом материалы, собранные на портале Союза городов воинской славы и на сайте ВМТП . "Огненные рейсы" "Когда опасность Родине грозит, торговый флот становит­ся военным", — такие слова высечены на памятнике морякам торгового флота во Владивостоке. Не все знают, что эти строки принадлежат известному советскому поэту-песеннику Игорю Шаферану, но выражение "огненные рейсы", наверное, слышали многие.

Они действительно были "огненными" — рейсы, которыми суда Дальневосточного пароходства доставляли ленд-лизовские грузы из портов Тихоокеанского побережья США в порт приписки Владивосток. Смерть подстерегала советских торговых моряков буквально повсюду. Несмотря на то, что маршрут пролегал вдоль Японии, которая формально не объявляла войну Советскому Союзу, работа была напряженной и опасной: многие суда гибли, порой, от до сих пор неизвестных причин. Вражеские подлодки их подстерегали и вдали от родных берегов, и у самого побережьяВладивостока. На них с воздуха пикировали вражеские самолеты. И в этих условиях нужно было пройти весь путь до конца, доставить в родной порт грузы, так необходимые фронту. Организация тихоокеанского маршрута ленд-лизовских поставок потребовала пополнения флота. Что и было сделаноотчасти за счет перевода отечественных судов с северных портов, но главным образом благодаря поставкам из США по ленд-лизу. В годы Великой Отечественной войны суда ДВМП выполнили более 70% всех грузоперевозок морского транспорта СССР. Основную долю импорта составляла военная техника, паровозы, промышленное оборудование, продовольствие, топливо. Танкерный флот пароходства освоил перевозку высокооктанового авиационного бензина. Для транспортировки паровозов оборудовали четыре однотипных лесовоза. При этом советские суда ходили без конвоя, в одиночку, постоянно подвер­гаясь задержаниям и атакам со стороны японцев. Формально соблюдая нейтралитет, те объявили фактическую войну тор­говым судам. Как правило, суда были пло­хо вооружены, но им все равно удавалось давать отпор врагу. Продовольствие и боеприпасы, которые доставляли моряки, перегружал Владивостокский морской торговый порт. О нем и пойдет речь дальше. Ударный труд в войну Владивостокский морской торговый порт имеет славную историю, неразрывно связанную с историей освоения Тихоокеанского побережья России и историей Владивостока. Созданный в 1897 году, порт очень быстро приобрел большое значение не только для экономики региона, но и для экономики всей России. В годы Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Владивостокский морской торговый порт пришлось около 45% потока грузов из США в рамках программы ленд-лиза (всего в СССР за годы войны по этому договору было доставлено более 17 млн тонн груза). В первый год войны порт оказался не готов к быстрому наплыву грузов. В срочном порядке было организовано строительство сооружений и модернизация порта с использованием импортной техники и комплектующих. К 1943 году было отремонтировано и восстановлено семь причалов, что позволило обрабатывать в порту одновременно 16 судов (на четыресудна больше, чем в 1939 году), введены в эксплуатацию 15 портальных, пять железнодорожных, девять гусеничных кранов и 40 штабелеров, построены склады и бункеры. Всего за годы Великой Отечественной ВМТП, перегружавший как каботажные, так и импортные грузы, обработал 32 тысяч судов, почти 400 тысяч вагонов и платформ, более 10 млн тонн грузов (из них импортных — 7,9 млн тонн). Построенные во время войны портовые сооружения, установленная техника, обновленный флот стали основой для развития порта и города в послевоенные годы. Уже осенью 1941 года припортовые улицы Владивостока стали заполняться иностранными грузами. Почти половина всех поступавших из США по ленд-лизу грузов прошла через дальневосточные порты: Владивосток принял 10 млн тонн гру­зов — в четыре раза больше, чем Мурманск. В победоносный 1945 год порт был признан всесоюзным лидером скоростной обработки судов. Сегодня Владивостокский морской торговый порт сохраняет традицию быть в числе первых, в настоящее время ВМТП занимает первую строчку по контейнерообороту среди портов России. Чтят на предприятии память тех, кто в годы Великой Отечественной войны ушел на фронт защищать Родину, и тех, чей ударный труд позволял как можно быстрее доставлять груз, так необходимый Красной Армии. Никто не забыт Ежегодно накануне Дня победы портовики навещают ветеранов, вручают подарки и поздравляют их с праздником. Лидия Новосёлова проработала в порту 27 лет, начиная с далекого 1957 года. Сначала была тальманом, затем старшим тальманом. В ее обязанности входило принимать и отправлять грузы морем. — Только один раз за все время у нас ящик ушел в Находку, пришлось ехать за ним, — вспоминает Лидия Ивановна. — А так всё всегда хорошо было. Мне нравилась моя работа. Так на пенсию и ушла оттуда, стала дачей и внуками заниматься. Сейчас Лидии Ивановне 96 лет. Войну она встретила 21-летней девушкой, работала в колхозе на Смоленщине. Те времена вспоминает со слезами на глазах: "Лишь бы не было войны". Генеральный директор Роман Кухарук лично выразил благодарность Лидии Ивановне, поздравил с праздником, передал приветы от портовиков и вручил подарки. — Желаю всем ветеранам доброго здоровья. Порт всегда поддерживал и будет поддерживать своих ветеранов. Мы специально приехали с молодыми портовиками, чтобы они услышали о войне из первых уст. Для нас важно, чтобы не прерывалась связь поколений, — отметил Роман Кухарук.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх