Евгений Павлищев предлагает Вам запомнить сайт «Спутник»
Вы хотите запомнить сайт «Спутник»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Вокруг страны

Обидно, да? Социологи назвали главные черты постсоветского человека

развернуть

Пытаясь дать исчерпывающее определение постсоветскому человеку, социологи рисуют его основные черты: подозрительный ко всему новому, иерархический, недовольный обделённостью, верит в тёмные силы и заговоры. Его разочарованность и чувство неполноценности компенсируются сознанием своей (массовой, коллективной) исключительности. Истоки этого типа ученые находят не в советском прошлом, а в XVIII-XIX веках. Воспроизводящееся противоречие между поверхностным модернизмом и глубинным архаизмом составляет суть дуализма современного российского политического сознания.Свои наблюдения и выводы по этому поводу сотрудники Института социологии РАН Сергей Патрушев и Людмила Филиппова опубликовали в статье «Дуализм массового сознания и типология массовой политики» в журнале «Политическая наука», Блог «Толкователь» приводит этот текст в сокращении. Характеристики постсоветского человека Николай Розов свёл воедино черты разработанного Юрием Левадой и Львом Гудковым и подкреплённого результатами многолетних социологических опросов нормативного концепта «простой советский/постсоветский человек»: – «массовидный, усреднённый, подозрительный ко всему новому и своеобразному; - неспособный понять поведение другого, если оно не выражено в языке иерархии государственных статусов; – адаптированный к существующему социальному порядку - адаптация носит пассивный характер: массовый человек принимает произвол остающегося по-прежнему бесконтрольным «государства»; – ограниченный (в интеллектуальном, этическом и символическом плане), не знающий иных моделей и образов жизни, ориентирующийся на упрощённые образцы отношений; – иерархический, чётко осознающий, что не только экономические и социальные блага, но и человеческие права, внутреннее достоинство, уважение, «честь» распределяются в соответствии с социальным статусом и положением в структурах власти; – хронически недовольный прежде всего, тем, что предоставляется ему в качестве всем «положенного», а потому разочарованный, завистливый, фрустрированный постоянным и систематическим расхождением внутренних запросов, и тем, что ему «дано»; – считающий себя вправе обманывать всех, с кем он имеет дело: как начальство, власть, так и своих близких, лукавый, демонстрирующий лояльность властям и своему окружению, но по-настоящему заботящийся лишь о своем выживании или об очень узко понимаемых прагматических интересах; – неуверенный в себе, он никогда не может полагаться на действие правил формальных государственных институтов, значит, на правовую и социальную защищённость, стабильность, предсказуемость условий своего существования; имеет хронический комплекс недооценённости, коллективной ущемлённости; – вместе с тем его разочарованность и чувство неполноценности компенсируются сознанием своей (массовой, коллективной) исключительности; – эти чувства прорываются неупразднимой ностальгией по идеализируемому прошлому, к которому относят все несостоявшиеся мечты, страхи вплоть до ксенофобии и параноидальной убеждённости в существовании внешних и внутренних врагов, тёмных сил и «заговоров» против России; – жёсткость предъявляемых к нему нормативных требований и правил снимается не только двоемыслием и лукавостью, но и коррупцией (причём эта коррупция двунаправленная: подкупается не только власть, но и само население. Эти социальные навыки, социальные механизмы организации жизни чрезвычайно устойчивы и важны, и они сохранились до сих пор. На них держится нынешняя культура – на таком низком уровне готовности к политическому участию, к отстаиванию своих прав, к проявлению солидарности. Почему у Европы получилось создание «политического человека», а у России - нет? Истоки дуализма массового сознания в России обнаруживаются отнюдь не в «тоталитарном» советском прошлом, а в гораздо более ранних исторических периодах. Исследование становления российского политического сознания выявило ряд тенденций, воспроизводство которых в наши дни кажется постоянным возращением на круги своя. В России второй половины XVIII – XIX веков политическое сознание формировалось в условиях раскола – во-первых, между доминирующим по численности крестьянским населением и немногочисленным дворянством; во-вторых, между модернистским и антимодернистским мировоззрением (к середине XIX века этот раскол оформился в противостояние западников и славянофилов). Одновременно сосуществовали политическое и предполитическое сознание, причём последнее преобладало Традиционная культура русских крестьян была сформирована в русле архаических суеверно-обрядовых представлений. Крестьянство было носителем верноподданнического и бунтарского типов «политического сознания». Разные группы дворянства представляли и консервативный, и либеральный, и революционный типы такого сознания. Представители «третьего сословия» склонялись к либерально-демократическому и революционному типам политического сознания. В каждом случае сформировались свои традиции, определившие и последующее развитие политического сознания в России Процесс европеизации в дореволюционной России стимулировал антимодернистскую установку как у исповедовавших идеологию уравнительности низов, так и у образованной элиты. «Двоемыслие» в результате заключалось в необходимости соответствовать в публичной сфере европеизированному образцу, абсолютно не органичному глубинным ценностям, архаичным по своей сути. Заимствованные у европейских народов технологии, формы организации труда и социальные идеалы парадоксальным образом воспроизводятся в социуме с глубоко укоренёнными стереотипами архаического мышления и поведения. Парадоксальным сочетанием европеизма и архаики определяются промежуточность, своеобразная двойственность российской цивилизации. В чем причина того, что российское «двоемыслие», в отличие от «двоемыслия» западного, не способствовало формированию современного типа политического сознания? В Западной Европе гражданское общество складывалось на договорных принципах, в результате чего при условии эквивалентного или паритетного распределения взаимных прав и обязанностей устанавливалась некая идеальная соразмерность между ответственностью перед социумом и автономией индивидов от него. В России же гражданского общества не формировалось, а основным принципом социальной организации была «соборность», разрешавшая противоречие между частным и общественным путем «растворения» первого во втором. В этом заключается главное различие между западноевропейской и российской социальностью. Договорный принцип самоорганизации социума резко контрастировал с соборным. Если первый из них гарантировал право индивида на «свободу быть особенным и независимым» внутри любых добровольно созданных объединений, то второй принцип санкционировал его право на свободу лишь через служение социуму, где «каждый радостно отдает целому всего себя». Именно воспроизводящееся противоречие между поверхностным модернизмом и глубинным архаизмом составляет суть дуализма современного российского политического сознания. Отчуждение от политики приводит к институциональной ловушке Отчуждение от политики и от власти остается одной из ключевых характеристик российского массового политического сознания, при этом сохраняются и элементы патерналистской зависимости от власти. Согласно летнему опросу 2016 года, 64% россиян совершенно не чувствовали ответственности за происходящее в стране. При этом 78% респондентов не надеются на помощь государства и рассчитывают лишь на собственные силы. В апатичности и инертности массовых слоев, в их слабости и неспособности «бросить вызов» существующему порядку вещей заключается «ресурс прочности» власти. Соответственно, власть заинтересована в консервации дуализма политического сознания путём сочетания в политическом дискурсе традиционалистской и модернизационной составляющих. Оборотная сторона тенденции деполитизации масс – растущая зависимость власти и её носителей от аппаратных, групповых интересов, амбиций и интриг. Политические элиты не способны выработать устойчивое согласие по принципиальным вопросам развития российского общества. В сочетании с другой важной характеристикой массового сознания – отказом от ответственности за развитие страны – это приводит к ситуации институциональной ловушки».


Источник →

Ключевые слова: Культура
Опубликовано 14.01.2018 в 13:18

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Другие новости
Несколько человек пострадали из-за непогоды в Москве

Несколько человек пострадали из-за непогоды в Москве

Двое взрослых и трехмесячный ребенок доставлены в московские больницы после падения дерева на улице Сумской, сообщает ТАСС со ссылкой на заместителя мэра ст

21 апр, 17:56
0 0
Лукашенко рассказал, как надо правильно пить алкоголь

Лукашенко рассказал, как надо правильно пить алкоголь

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе республиканского субботника рассказал, как правильно употреблять алкогольные напитки, при этом похвалив молд

21 апр, 17:32
0 0
КНДР отказывается от ракетно-ядерных испытаний

КНДР отказывается от ракетно-ядерных испытаний

Стало известно о реакции президента США Дональда Трампа на сообщение о замораживании ядерных и ракетных испытаний в Северной Корее. «Северная Корея согласил

21 апр, 17:30
0 0
Популярное
Сериал « Гений: Пикассо» вышел раньше эфира на «МегаФон.ТВ»

Сериал « Гений: Пикассо» вышел раньше эфира на «МегаФон.ТВ»

Первый сезон сериала «Гений» (12+), рассказывающий историю жизни Альберта Эйнштейна, стал первым художественным сериалом канала National Geographic и получи

20 апр, 18:09
0 0
Смирится ли Британия со своими преступлениями против человечности?

Смирится ли Британия со своими преступлениями против человечности?

STFW.Ru: После отмены рабства Британия заплатила многомиллионную компенсацию - но все до копейки досталось рабовладельцам, а их жертвам - ничего. Пришло вре

20 апр, 18:09
0 0
Не сидеть на диете. Как «подсушиться», не потеряв мышечную массу

Не сидеть на диете. Как «подсушиться», не потеряв мышечную массу

Эксперт рассказал, с какими проблемами можно столкнуться во время набора массы для рельефа. С приходом тепла тренажерные залы становятся переполненными, люд

20 апр, 18:09
0 0
Читать
Сейчас обсуждают
В Сербии нашли предполагаемую гробницу римского императора

В Сербии нашли предполагаемую гробницу римского императора

При раскопках Виминациума, древнего римского города на юге нынешней Сербии, археологи обнаружили захоронение лица, наделённого высшей государственной власть

21 апр, 09:35
0 1
Россиянам предложат растительное масло «Новичок»

Россиянам предложат растительное масло «Новичок»

Предприниматель из Ульяновской области Алексей Якушев предложил россиянам отведать его новый экологически чистый продукт ‐ растительным масло «Новичок», эти

20 апр, 11:35
0 3
Саммит лидеров США и КНДР может пройти в неожиданном месте

Саммит лидеров США и КНДР может пройти в неожиданном месте

Долгожданная встреча глав Северной Кореи и США, анонсированная на конец мая, может пройти в столице Монголии Улан -Батор. Пока точное место проведения самми

19 апр, 20:28
0 1

Поиск по блогу